Никотиновая зависимость с точки зрения работы синапсов

Ацетилхолин

Ацетилхолин – это первый открытый нейромедиатор. Он используется в вегетативной нервной системе, в нервно- мышечных синапсах и в центральной нервной системе. То есть медиатор отвечает за сокращения скелетных мышц, замедляет сердечный ритм и понижает артериальное давление. Молекула состоит из остатка уксусной кислоты и холина, витаминоподобного соединения. В головном мозге отвечает за синоптическую пластичность, что является одним из механизмов памяти и обучения. Множество ацетилхолиновых нейронов направляют аксоны в гипокамп.

Ионотропный рецептор

Существует два типа рецепторов, никотиновый и мускариновый, названные по их агонистам. Никотиновый рецептор ионотропный, и всегда генерирует потенциал действия, мускариновый же метаботропный.

Никотин

Молекула растительного алкалоида никотина похожа на ацетилхолин и связывается с первым типом рецепторов, эмулируя действие аналога. Растения создали собственный агонист рецепторов первого типа для защиты от насекомых — возбуждая синапсы мотонейронов, он вызывает судороги и иногда смерть.

У человека до судорог из-за обычной концентрации никотина в листьях табака не доходит. Приём никотина вызывает эффекты стимуляции симпатических нейронов, активируя сердечно-сосудистую систему и ослабляя сигналы ЖКТ.

Проникая через гематоэнцефалический барьер, вещество оказывает нормализующее и слабое эйфорическое действие, увеличивая уровень дофамина в центрах удовольстия. Причём центр удовольствия реагирует на никотин лучше, чем на ацетилхолин, потому что молекула никотина гораздо стабильнее, а молекула ацетилхолина почти сразу разлагается в синапсах. 

Этот принцип используется для создания многих лекарственных препаратов — сделать аналог используемого в организме вещества, но либо активнее связывающегося с рецепторами, либо сложнее разрушаемого. При падении уровня никотина центр недовольства подавляет центр удовольствия, вызывая стресс.

С точки зрения синапса нейрона в центре удовольствия это выглядит так. Есть несколько типов никотиновых рецепторов — одни приводят к угнетению центра, другие к его активации. При постоянном введении никотина через короткое время ацетилхолиновые синапсы начинают снижать активность, в них становится меньше никотиновых рецепторов угнетения, а рецепторов стимуляции остаётся прежнее количество.

Для нормализующего эффекта требуются всё большие дозировки и возникает привыкание. При активной умственной работе (особенно заметно на программистах) зависимые люди начинают чаще прерываться на курение, так как помимо прочих эффектов никотин активирует кровоток в префронтальной коре, проявляя ноотропное действие.

Если воздержаться от приёма никотина, то возникнет синдром отмены: мозг станет работать плохо, возникнет чувство, похожее на чувство голода, головные боли, депрессивное состояние. Тогда уже люди начинают курить или «парить» не для получения эйфорического эффекта, а для снятия симптоматики. Так формируется наркотическая зависимость.

Чем дольше стаж приёма никотина, тем зависимость сильнее и сложнее от неё избавится. Никотиновая наркомания, так называемый «никотинизм» — одна из наиболее сильных зависимостей, с трудом поддающаяся лечению.

Я намеренно не упоминаю курение, как способ приёма никотина, так как оно постепенно себя изживает и уже не
является главной опасностью. Сейчас молодые люди используют больше бездымные способы употребления — электронные сигареты, вейпы, снюс.

Шведский снюс, производства Swedish Matches (делают зажигалки Cricket)

Несомненно, всё это значительно «полезнее», чем вдыхание около 4000 различных продуктов горения, большинство из которых канцерогенны.

Но остаётся вред, наносимый никотином мозгу, сердечно-сосудистой системе. По последним исследованиям, никотин влияет на синтез ДНК, изменяя эпигенетическое состояние около 7000 генов. Часть изменений обратима, но многие гены остаются в изменённом состоянии до 30 лет. Исследования на мышах показали, что дети «курящих» мышей были гиперактивны и проходили когнитивные тесты хуже детей «некурящих» мышей, возможно, с человеческими детьми ситуация схожа.

Как же избавится от никотинизма? Если стаж наркомана небольшой, то можно бросить исключительно при помощи силы воли или при поддержке психиатра. Некоторым даже хватает чтения популярной среди гуманитариев книги «Лёгкий способ бросить курить».

Следующий способ — никотинзаместительная терапия. Это, скорее, способ бросить курить, чем бросить никотин. Пациенту предлагаются препараты никотина в виде жевательной резинки, трансдермальных систем и спреев. Предполагается, что он потратит на препараты половину среднего годового дохода среднестатистического россиянина и будет постепенно снижать дозировку, пока не бросит. По моему опыту бросить именно курить это может помочь, но преимуществ по сравнению с современными фирменными вейпами или системами нагрева (подами) практически нет. Да и монополист рынка никотинзаместительных препаратов впервые разработал жевательные резинки с никотином не для терапии, а для снятия абстиненции у моряков-подводников, чтобы уменьшить случаи курения на кораблях.

На мой взгляд, самый эффективный способ лечения зависимости — использование агонистов никотиновых рецепторов, цитизина и его синтетического производного варениклина.

Цитизин, алкалоид ракитника русского, предпочтителен, так как обладает меньшим количеством побочных эффектов. Цитизин конкурирует с никотином за ацетилхолиновые рецепторы первого типа и остаётся связанным с ними дольше. При этом эйфорических эффектов не возникает. Принимать никотин становится бесполезно, синдром отмены он не снимает, но сразу возникают симптомы передозировки — от головной боли до холодного пота и сердцебиения.

Варениклин, по моему скромному мнению, получен из цитизина исключительно в коммерческих целях. В США о препаратах цитизина не известно, клиническое испытание они не проходили, и из-за их дешевизны производить и продавать их не рентабельно. Поэтому было разработано изменённое и запатентованное вещество.

Ещё один способ — использование атипичного антидепрессанта бупропиона, уменьшающего синдром отмены. В Российской Федерации применения бупропиона уголовно наказуемо из-за схожести с амфетаминами, входящими в список наркотических средств.

В заключение хотелось бы сказать, что у государства сейчас нет нормальной политики борьбы с никотинизмом. Методы запрещения продажи сигарет тут помогут примерно так же, как уголовный запрет на продажу героина наркоманам. Всё равно почему-то покупают и применяют. Необходимо признание никотинизма болезнью с юридической точки зрения и наличие программ фармацевтической и психологической поддержки.

Добавить комментарийОтменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.