Мы достаточно много путешествовали, чаще всего — в Европу. И в один прекрасный момент поняли, что все свободные деньги тратим на то, чтобы жить в Европе подольше, а в России поменьше. А тут ещё рубль раз в 5-10 лет обнуляется, и наши отпуска из-за этого сокращаются. Так не проще приехать один раз и остаться?
Первая мысль была об эмиграции через бизнес. Каждому человеку без 2 000 000 € такая мысль обязательно приходит в голову. Через создание бизнеса эмигрировать можно, но нужна либо глобальная и не связанная с коррупционерами и олигархами корпорация в собственности, либо означенная сумма для переезда в самые неразвитые страны Европы, которые готовы за деньги принять кого угодно.
Ну и плюс все юридические заморочки тоже за ваш счёт. А в случае Германии, например, это ой как не просто. Общение проходит по бумажной почте и виза имеет свойство заканчиваться до того, как получишь вид на жительство.
Можно сколько угодно мотивироваться, проходить тренинги, верить в успех, но это всё сложно и долго, а в текущих реалиях быстро невозможно. Есть путь проще, быстрее и лучше. Вам всего-лишь необходимо быть учёным, инженером, программистом, либо известным деятелем культуры.
Долгое время ушло на создание хорошего резюме, правильного заполнения профиля в LinkedIn (организация запрещена на территории РФ) и написания сопроводительного письма. LinkedIn – основная мировая и российская деловая сеть, заодно и мерило адекватности. Если человек не может оставить там резюме и скинуть ссылку на него в Telegram, то он слабо подкован технически, если не использует идейно — неадекватен.
А дальше и делать ничего не нужно, хедхантеры сами приходят и после недолгой переписки назначают первое ознакомительное собеседование, чтобы познакомиться и оценить soft skills.
На интервью, вопреки устоявшемуся мнению, знание языка — отнюдь не главное. Главное — где и над чем ты работал, чего добился и соответствуешь ли уровнем предлагаемой вакансии. Можешь на пальцах объяснить, прочитать задачу со словарём — хорошо. По необходимости работодатель предоставит языковые курсы. Работодателю не нужен лингвист, работодателю нужен программист.
Дефицит IT-кадров в Европе очень большой, до 60% рынка труда. До такой степени, что отменили требования о наличии высшего образования, а затем и профильного. Всё равно, российское образование это не советское, и в мире уже не котируется.
В Европе из-за высокого уровня жизни не каждый готов тратить время на обучение. Зачем, если зарплаты в среднем одинаковые, утруждаться, нести ответственность и т.д., когда можно найти работу проще и отдыхать больше. Приходится программистов импортировать.
Было два предложения, первые интервью прошли легко, потом начались технические собеседования. И практически сразу — первый оффер, и в Швецию. Привет, ждём вас через две недели.
Здорово, конечно, но как-то быстро. Обычно всё неспешно, полгода и более. А тут ещё возник ряд бытовых проблем, кот болел и так далее. В общем, растянулось до марта. Да и о Швеции мы не знали ничего, и ни разу там не были. HR расписывали, как у них круто, и что не нужно думать, в Берлин или Стокгольм.
Решили мы снарядить, как Пётр Великий, Великое посольство, и взяли билеты Стокгольм-Берлин-Прага.
- Стокгольм очаровал сразу;
- из Берлина через час после прилёта захотелось убежать в Москву пешком;
- Прага нам просто нравится.
После получения оффера началось преодоление бюрократии. Первое — пожениться, чтобы воспользоваться типом визы fastline и не тратить потом время на получение визы по восстановлению семьи. Делаю предложение через Госуслуги, Лена тыкает кнопку, что согласна и… Ждите месяц. HR от такой новости не особенно в восторге. Есть способы ускорить, но сбор бумажек для ЗАГС или экстренное заведение ребёнка — не наш вариант.
Регистрируем брак, несём документы к нотариусу, который всё переводит, штампует, заверяет. И выдаёт нам документы какой-то пары, собирающейся в США. Ну, как обычно. В США мы не согласны, и так живём в их лицензионной копии, хотим именно наши документы.
Далее заполняем анкеты миграционной службы, прикладываем сканы, отправляем работодателю. Теперь нужно ехать в посольство, сдавать биометрию на визу.
И тут первый затык на пути. Посольство было рядом с нашим съёмным жильём, но мы то уже переехали в Подмосковье. А приёмные дни — только будни и с 9 до 11. На всю толпу желающих из России, Белоруссии и Монголии.
Встали в 6 утра. На такси въехать в Москву утром в будни — нереально, поехали на скотовозе, то есть электричке. С перегаром, бомжами, коробейниками, песнями под баян, плотно утрамбованные в тамбуре с кашляющими людьми. Давка такая, что Лене аж поплохело. Через два часа добрались.
У посольства стоит российский типа полицейский. Просит предъявить документ и обозначить цель визита. При этом ни к Швеции, ни к посольству отношения не имеет, как, подозреваю, и к полиции. Хитро спрашивает, держа паспорт в руках, помню я ли его номер? Отвечаю, что нет, тогда он чётко его зачитывает в слух и заодно первую страницу паспорта. Ок, понятно. У этой истории будет продолжение.
Занимаем очередь, берем номерки. И тут в посольстве ложится сеть. Стойте, ждите, когда поднимется. Стояли, ждали. В 11 часов нам заявили, приём окончен, всем спасибо, извольте выйти. Приходите в понедельник. Злые, голодные и невыспавшиеся, едем домой.
В понедельник пробок не было, добрались без скотовоза. «Полицейского» с утра не было, появился позже и начал читать паспорта прибывающих. Сдали биометрию через полчаса, получили листовку с номерами телефонов, по которым следовало звонить два раза в неделю в строго определённый час.
Спустя неделю попробовал позвонить, получил вежливое сообщение, что номер недоступен и не обслуживается. Они его включают даже в строго определённое время по расписанию. Звонили в положенный час — слушали сообщения на шведском и английском, что все операторы заняты, ждите. С пятой попытки дозвонился, получил приглашение визы забирать.
Опять подъём в 6, опять скотовоз. У посольства другой полицейский, тоже вежливо здоровается, интересуется целью визита, чётко читает данные паспорта вслух, даже не палясь тем, что из нагрудного кармана торчит смартфон микрофоном вверх. Через несколько минут выходим с пластиковыми пропусками-вездеходами в Европу, называемыми там визой, а у нас «видом на жительство».
Параллельно этому оформляем документы коту и кошке. Коты должны быть привиты от бешенства, под холку им должен быть вживлён NFC-микрочип (даю идею для пропусков на «режиме самоизоляции»), чип зарегестрирован в государственной базе данных и котам оформлен международный загранпаспорт. В прошлом году Россию исключили из карантинных по бешенству стран, поэтому коты не должны проходить месячный карантин по стоимости гостиницы по приезду, теперь требование — прививка за месяц.
Кот практически выздоравливает, пакуем обоих в переноски, везём на государственную ветстанцию, получаем прививку от бешенства котируемой в мире вакциной, и штамп об этом в паспорт. Кот традиционно в такси блюёт и срётся, извините.
За день до отъезда котов и билеты на самолёт необходимо снова предьявить в госветстанции. Привозим, предьявляем. Номер рейса опять же фиксируется в базе данных, выдаётся справка на право вывоза организма с QR-кодом. Идём, покупаем переноски, соответствующие требованиям «Аэрофлота» о провозе животных в салоне. О багаже, памятуя печальную историю с загубленными кошками, речи не идёт.
День сборов. Утром за 20 минут на такси доезжаем до Шереметьево. Чартеры уже отменены из-за пандемии, рейсовые ещё летают. Работодатель покупает и присылает нам билеты.
Едем на минималках, вместо чемоданов — коты в переносках и коробка с iMac. Сдаю коробку в негабаритный багаж, плачу за него около 9000 рублей. Лена разрисовывает коробку уведомлениями о хрупкости. Предьявляем визы, паспорта котов, регистрируемся.
Летим Суперджетом. И знаете, потребительские впечатления от самолёта самые наилучшие. Просторно, чисто, удобно. Бортпроводник нас даже пересаживает на места для длинноногих.
И дважды повторяет, что хранить котов следует под сиденьем, а если берёте на руки переноску, то пристёгивайте специальным ремнём с себе, чтобы кот в воздушной яме не играл в космонавта. Дважды повторил, что ни в коем случае не открывайте переноску, запрещено. Я ещё раз дважды повторяю Лене, что открывать переноску нельзя.
Кстати, никогда у меня не было проблем ни с «Победой», ни с «Аэрофлотом». Всегда сервис на высоте, если соблюдаешь правила. Может, проблемы только на внутренних рейсах?
Через час полёта кот начинает рыгать, орать и пускать слюни. Сидит с высунутым языком. Кошка просто сидит, иногда подвывает коту и пускает слюни. Лена, конечно, открывает переноску и успокаивает кота поглаживаением. Через некоторое время я слышу возглас «Б***ь» с её стороны. Думаю, это «Б***ь» неспроста. Лена шёпотом добавляет «кот сбежал». Теперь «б***ь», уже громко, говорю я. Привстаю, и вижу, как кот чешет по салону на полусогнутых лапах к кабине пилота. Машу руками, кричу стюарду, что кот сбежал.
Стюард смотрит с укоризной, передаёт сигнал по цепочке, и стюардесса приносит нашего дебила. Суём в переноску. Я минут 15 шиплю на Лену и высказываю своё негодование.
Через пять Лена говорит шёпотом: «Б***ь, он опять сбежал!».
Рывком ныряю под переднее сиденье и хватаю кота за хвост, потом за лапу и вытягиваю, пакую в переноску, читаю длинную матерную нотацию Лене, ибо так доходчивее.
Выходим из самолёта, проходим паспортный контроль. В Европе пограничники улыбаются, шутят, коту говорят «ми-ми-ми». Всё, мы на территории Швеции. Осталось iMac выцепить.
Долго ищем где негабаритный багаж, потом находим брошенную на бок измятую грязную коробку в зале. Хватаюсь за сердце. Ручка оторвана, такое впечатление, что ногами пинали. Но упаковка у Apple – это упаковка Apple.
А через 4 дня все полёты были отменены. Успели.
Вызываем Uber, пишем работодателю, тот сообщает адрес, и говорит, что лично ждёт нас там. Приехали, поздоровались, показал апартаменты, мы довольны. Предложил съездить за продуктами и нам нужными предметами обихода, поехали в зоомагазин, выпили кофе. Я рассказал о почивших бизнесах в РФ, он заявил, что тут всё проще, для людей, коррупция с рейдерством отсутствует, и другие фантастические вещи.
Что-то глодало всё время. И я подумал, а зачем все эти документы на котов оформлялись, если мы просто вышли из зелёного коридора и всё? Да и красный коридор был закрыт. Сертификат на кота, декларации… Лезем в инет. Оказывается, выходить с котами через зелёный коридор нельзя. Нужно выйти через красный, растаможить котов, заплатив процент от их стоимости в виде НДС.
И никто тебе не поверит, что нет с собой договора на покупку кота, потому что бродячий кот — явление крайне редкое. Дорогая слишком вещь, чтобы позволять ей бродить самой по себе. А после таможни нужно пройти ветконтроль, найти на территории аэропорта специального чиновника, и вручить ему документы.
Отлично. Начали жизнь в цивилизованном мире с контрабанды котов. Решили всё-же официально их растаможить, заплатить штраф или ещё что-нибудь, чтобы перевести животных на легальное положение.
Лена звонит в таможенное ведомство. Выслушивают историю и говорят, позвоните вот этому товарищу. Он у нас специалист по ввозу животных. Лена перезванивает чиновнику и выясняется, что он вообще в Мальмё, а нам нужно связаться с таможней аэропорта Арланды. Даёт телефон.
Лена звонит в аэропорт Арланды. Таможня ей прямым текстом рекомендует забить на растаможку, потому что через paperwork пробиться будет сложно. И рекомендует позвонить товарищу из министерства сельского хозяйства.
Лена звонит чиновнику из министерства сельского хозяйства. Тот просит написать ему на почту и приложить документы. Всё. На этом всё закончилось.
Чиновники вежливы, мгновенно берут трубку, отвечают на почту. Ну и рассчитано всё на гражданскую сознательность, каждый человек есть неотъемлемая часть государства, а не его собственность. Странный очень подход.
Позже я вычитал в сети историю, как в аналогичной ситуации с закрытым красным коридором женщина три часа искала чиновника по всему аэропорту, и в итоге, забив, уехала.
Следующий этап — получение персонального номера. Он должен быть у гаждого жителя государства. Выдаёт его налоговая служба, главный исполнительный орган здесь. Номер стостоит из даты рождения и 4-х цифр регистрации. Заменяет и ИНН, и СНИЛС и паспорт.
Едем в налоговую, стоим в очереди на расстоянии полутора метров друг от друга, улыбаемся, показываем паспорта, визы, заполняем анкеты. Результат обещают прислать по почте.
В почтовом ящике через пару дней обнаруживаем уведомления, номера. Почта здесь — святое, даже банковские карты рассылаются ей. Работает почти с такой-же скоростью, как электронная.
Следующий этап — получение пластиковой карты ID-Kort. Это универсальное удостоверение личности, связанное с персональным номером. К ней привязано всё — даже лекарства в аптеке, выписанные врачём, получаешь, вставив карту в ридер. Очень удобно.
Теперь нужно получить bankID. Это такой плагин для персонального номера, позволяющий пользоваться банками, платить налоги и оплачивать всё в один клик. И на сайтах авторизируешься тоже по мобильному приложению bankID. Выдаёт его любой банк при первом обращении.
Выбрали Nordea, они единственные с ApplePay здесь. Многие банки работают по-старинке, даже не подключены к Visa и Mastercard. Это объясняется тем, что все переводы внутри страны бесплатны, и оплатить что-либо в магазине можно при помощи Swish – местной системы платежей.
Через 4 дня в почтовом ящике обнаруживается карта и документы от банка.
Основные этапы перечислил. В дальнейших планах изучение языка. Все языковые курсы сейчас закрыты, а онлайн учиться не хватает мотивации. Язык тональный, похож на китайский, ударение на каждом слоге и пишется совсем не так, как читается. Например, k может читаться как s, а при разговоре сокращаются приставки и окончания.
Про всякие бытовые мелочи и текучку пишу в социальных сетях и канале в Telegram (организация запрещена в Российской Федерации).
Если есть вопросы по теме поста, пишите в комментариях.