Средь множества иных миров Быть может и такой, Где кот идёт с вязанкой дров Над бездною морской. Вадим Шефнер. Лачуга должника.
После выработки всего своего вещества звёзды ждёт агония, смерть или перерождение. Об агонии я сегодня и хотел бы поговорить.
Агония звезды называется гравитационным коллапсом. А красива агония или банальна – зависит от массы.
К примеру, Солнце и звёзды до 1,2 солнечной массы не могут умирать красиво — давление вырожденного вещества способно сопротивляться гравитации. Звезда сжимается до размеров планеты, становится белым карликом, и даже светит некоторое время. Но увы, остатки быстро выгорают, карлик становится коричневым. Потом термоядерная реакция в сердце глохнет и остаётся едва тёплый железный труп.
Суровые массивные звёзды не так банальны, что им давление вырожденных электронов? Гравитация ломает вещество, сжатие неудержимо продолжается. Вещество перерождается в нейтроны и становится подобно электронам-вырожденцам белых карликов. И это только начало.
Сжатие останавливается, когда диаметр достигает 20-30 километров. Вся энергия сжатия переходит во всесжигающий жар – температура зашкаливает за сотни миллиардов кельвинов! А дальше — взрыв и вспышка! Светимость возрастает в миллиарды раз, раскалённое вещество сметает всё на своём пути -называется это вспышкой Сверхновой. От звезды остаётся прекрасное облако – оно даёт рождение звёздам – потомкам.
А в центре гигантской туманности бешено вращается нейтронная звезда — пульсар и последние свои миллиарды лет поёт свою песнь смерти в радиодиапазоне.
Но бывает и такое, что сжатие не останавливается в фазе нейтронной звезды, а продолжается вечно. Сила тяжести возрастает до таких пределов, что лучи звезды не могут покинуть её поверхность, время останавливается, разрушаются элементарные частицы. Звезда превращается в сингулярность с бесконечной плотностью – абсолютную точку, чёрную дыру.
Тот предел, попадая за который ничто, ни вещество, ни излучение, ни информация, ни время не может покинуть этот зловещий абсолют — называется Сферой Шварцшильда или Горизонтом Событий. Горе звёздам, оказавшимся неподалёку – чёрные дыры медленно притягивают и переваривают их, а они визжат от страха в рентгеновском диапазоне.
Что же происходит дальше? Некоторые думают, что дыры раскрываются внутрь себя, происходит Большой Взрыв, рождающий новую Вселенную уже в новом пространственно-временном континууме богатого внутреннего мира мёртвой звезды – новое пространство, новое время, новые законы физики.
Некоторые, как Стивен Хокинг, предполагают, что квантовое излучение всё же может прорваться за пределы Сферы Шварцшильда (излучение Хокинга) и чёрные дыры постепенно испаряются.
Ну а некоторые предполагают, что через бесконечный промежуток времени, когда погаснут звёзды, когда маньячка-энтропия уже разрушит всё, превратив пространство в огромное ничто, сингулярность достигнет абсолютного нуля. И тогда чёрная дыра взорвётся – это будет последний салют умирающей Вселенной.
А это белка. Она живёт в измайловском парке и питается продуктами жизнедеятельности гопников.
Белки не коллапсируют и не излучают в рентгеновском диапазоне. Чаще смотрите в небо ночью.
Хорошо написал!