138Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых. 139Никто не питал, никто не поил меня, взирал я на землю, поднял я руны, стеная их поднял — и с древа рухнул. © Речи Высокого. Перевод А. И. Корсуна.
Рунная письменность в Швеции, существовала до XIX века и никогда не была под запретом. Именно поэтому большая часть всех рунических надписей и камней находится именно здесь.
Не буду углубляться в теории происхождения рун, истинность или ложность реконструкции их названий — это тема отдельных исследований и учёных баталий. Нам же достаточно знать, что шведско-норвежские руны отличались от германского старшего футарка, порядок содержал меньше рун и сами они отображались сокращённо. В поздних вариантах в рунный порядок даже входили латинские буквы.
Никакого мистического значения руны уже давно не имели, и почти все надписи появились после принятия Швецией христианства.
Большинство надписей обнаружены на рунных камнях — валунах, плитах или плоских поверхностях скал. Мне повезло жить недалеко от провинции Уппланд, расположенной к северу от Стокгольма, в которой концентрация рунных камней самая высокая. Но и в самом Стокгольме, его пригородах камни тоже встречаются.
Каково назначение рунных камней? Часть из них были надгробиями, часть аналогами мемориальных досок, установленных в память о людях или каких-либо значимых событиях.
Все камни учтены, охраняются государством и объединены в специальную открытую базу данных SRD (Samnordisk runtextdatabas) университетом Уппсалы. По аббревиатуре можно определить провицию, в которой камень обнаружен. В моём случае это U — Uppland.
Почти на всех шведских камнях руны расположены по периметру и традиционно их вписывали в мирового змея, служащего строкой. Направление письма могло быть как левосторонним так и правосторонним.
Этот камень, как и многие, не на своём месте. Перенесён при строительстве тоннеля. Надпись гласит «Йобьёрн и Свен поставили этот камень в память о Торфреде, муже Ингеторы».
Надпись: «Хельга поставила этот камень в память о Светнире, её муже (кусок пропал) в память Эстейна и память Хёмнира, её сыновей. Вырезал Igulfastr».
Камень расположен у церкви в городке Солетунна.
Надпись: «Бьёрн, Ауфульфр, Гуннар и Хольмдис поставили этот камень в память об Ульфе, муже Гиналунги. Резал Осмунд».
Камень сейчас находится в Скансене, самом большом музее под открытым небом, расположенном в Стокгольме. Вырезал его Осмунд (именно так, Å читается как русское О) Кэррессон, известный рунный мастер 11 века. Рунные мастера были уважаемыми и преуспевающими людьми в эпоху викингов. Установить камень от модного мастера престижно и повышает социальный статус.
Осмунд, наверное, один из самых известных мастеров. Его кайлу принадлежат примерно 50 камней и именно он основал классический рунный стиль Уппланда, с одним или двумя зверьми в качестве строк — rundjur (run — руна, djur — зверь).
Покрасили камень в 1951 году в качестве эксперимента, понаблюдать, как краска защищает его от мха и непогоды. Пока защита справляется неплохо.
Камень работы мастера Висатё. Сейчас расположен в Скансене, куда перевезён из Хансты при открытии музея. Камень был в паре с U 73, который остался на старом месте, поэтому надписи нужно читать вместе.
Кроме функции мемориальной доски эти камни несут и функцию юридического документа!
Надпись на U 72 гласит: «Гардар и Корунд поставили эти камни в память о племянниках Эрмунде и Ингемунде». На U 73 продолжение: «Эти камни поставлены в память о сыновьях Инги, погибших в Греции. Она унаследовала их имущество, а Гарард и брат унаследовали её имущество. »
Этот камень мне не удалось идентифицировать.
Камень предположительно работы мастера Траена. Надпись: «Хельгур установил этот камень в память о Торфасте, его зяте(?). Диса в память брата…». Привезён из Линги в Скансен.
U 73 — это тот самый юридический камень, парный с U 72 из Скансена.
Камень расположен в Хасбю, на западе от Стокгольма. Надпись: «Бьорн воздвиг этот камень в память о своём брате Штейне. Пусть бог и богородица помогут его душе».
Некоторые надписи вырезались прямо на скалах. Эта расположена в Норе, коммуне Дандерю. На первых двух фотографиях то, что я увидел, на последней — после очистки. Лишайники — главные враги рунных камней. Остатки лишайника кальцинируются и закрывают скалы серой коркой. Предполагаю, что множество надписей на скалах не удалось обнаружить именно из-за них. Эта надпись гласит: «Бьёрн, сын Финвейра, воздвиг этот камень в память своём брате Олейфе. Его предали в Финнхейдере. Да поможет господь его душе. Эта земля — аллод и наследство сыновей Финвейра в Эльгьястадире».
Опять же, помимо мемориала, скала несёт функцию юридического документа.
Следующие камни я исследовал в окрестностях озера Vallerunasjön, в округе, прозванной «Рунным королевством». Шведы гордятся, что за прошедшую тысячу лет местность изменилась мало, и камни расположены в их естественной среде, на тех же полях, скалах, полянах.
При строительстве моста в поле нашли пять могил и несколько рунных камней с рассказом об одной из первых викингов-христиан Эстрид Зигфастсдоттир, её муже Остене и сыновьях. Ландшафт не менялся тысячу лет, это место выглядит неизменно, только деревья выросли. Несколько рунных камней перенесли в сторону от дороги.
Почему скелеты были идентифицированы как христиане? Потому что викинги, как правило, мёртвых кремировали.
Эстрид родилась на ферме Сноттсте около 1020 года нашей эры, в семье Зигфаста. Зигфаст был могущественным и богатым человеком, входил в ближний круг людей короля Олофа Скётконнунга.
В раннем возрасте вышла замуж за Остена и поселилась на ферме Саста. В этом браке родила четверых детей — Гэга, умершего в пятилетнем возрасте, Ингфаста, Остена и Свена.
Ингефаст женился на Йорун и у них родился сын Ярлабанке. Ярлабанке Ингефастсон вырос и стал знаменитым сторманом Уппланда. Ему самому посвящено множество рунных камней.
Через десяток лет муж Эстрид отправился в паломничество в Иерусалим через Грецию. Грецией тогда называлась Византия, включающая Турцию, Балканы и юг Италии. Путь в «Грецию» лежал через немецкие Альпы. А из итальянской «Греции» отправлялись корабли в Иерусалим.
По пути Остен умер. Узнав, Эстрид и воздвигла в его честь курган.
Второй раз она вышла замуж за вдовца Ингвара, переехала к нему на ферму в Харге. От Ингвара родила ещё трёх детей, Сигвида, Ингвара, Рагнвальда, и усыновила Ярлабанке, сына Ингвара (не путать со знаменитым внуком).
Второй муж тоже умер, и 50-летняя Эстрид вернулась в Састу, которой управлял её сын Ингефаст.
Через некоторое время она отправилась в паломничество по Европе, где тоже установила несколько рунных камней. Сведения о ней остались в бенедектинском монастыре в Райхенау на берегу Боденского озера в южной Германии. В старости Эстрид стала очень уважаемым и влиятельным человеком.
Похоронили её рядом с могилой первого сына, в гробу, выточенном из целого бревна, и положили головой к Западу, чтобы по пришествии спасителя она восстала лицом к нему.
Скелет очень хорошо сохранился. По нему заметно, что в старости у Эстрид появилось проблемы со спиной, плохо срослась сломанная рука и развился кариес. В могиле лежал сундук с серебром и нож.
Надпись на U 151: «Торбьорн и Ингетора установили этот камень в память отца Игула и Эренви, его жены, и после …».
Надпись на U 139: «… вырезал руны … помоги душе».
Надпись на U 140: «Ярлабанке … умер в Греции».
Надпись на U 150: «Ярлабанке и Фастве воздвигли этот камень в память об их сыне Свенне».
Камни устанавливали в переходный период от язычества к христианству. Принятие новой веры для конунгов Скандинавии было сугубо прагматичным событием, необходимым для расширения политического влияния и укрепления власти. В Европе большинство королевских и царских дворов уже окрестились, переход в христианство с насильственным крещением вассалов дал гораздо больше власти. Скандинавские конунги внимательно следили за процессом, взвесили «за» и «против», и решили отречься от собственной древней веры в сильных и независимых богов.
Естественно, религия, пропагандирующая смирение и покорность, да ещё родом из земель далёких, не имеющих отношения к Скандинавии, не всем пришлась по вкусу. Было и сопротивление, и кровавые стычки. Например, святой конунг Олаф Харальдсон просто с особой жестокостью убивал в Норвегии всех, кто отказывался предавать богов Асы. Видимо, вследствие этого благого деяния у могилы конунга начали случаться чудеса и его причислили к лику святых.
Почти на всех рунных камнях здесь вы видите изображение креста — для викингов он символизировал рай, куда они стремились попасть. Тем не менее, кресты окружены вполне себе языческим Йормунгандом, или Мидгардсормом, змеем Мидгарда.
Церквей в начале не было, кладбищ тоже, и викинги начали хоронить своих умерших прямо на фермах. Раньше трупы сжигали, это экологичнее. Первую церковь и кладбище построили в городе Валлентуна только в 12 веке.
Но для становления крепкого государства важна не только вера или идея. Есть нечто более полезное и прозаическое. Дороги. Вспомните Рим — его могущество связано с отличной сетью мощёных дорог. Дороги — это торговля, быстрая связь (гонец с царским указом по замощеной дороге перемещается в 10 раз быстрее, чем по болоту), быстрое перемещение войск для отражения нападений и подавления бунтов.
Вот внук Эстрид, упомянутый выше Ярлабанке, сторман округи, построил в 1050 году мост. Ну, мост, пожалуй, громко сказано. Набросали пучков хвороста, насыпали земляной вал, положили камни и сверху засыпали гравием. Сторман торжественно воздвиг на мосту четыре рунных камня о себе, великом.
Мост продержался аж до 1960-х годов, после чего его решили сделать памятником. Никто не знает, как он выглядел в начале, поэтому воспользовались чертежами 1700 года. Рунных камней осталось только два, два перевезли к церкви неподалёку.
На камнях, собственно, написано, как сторман был велик и могуч, и что ему принадлежал весь Табю. Собственно, мост и служил подтверждением величия, потому что мосты и дороги очень дорогое удовольствие. Помимо моста Ярлабанке провёл кучу дорог, построил здание суда.
Непосредственно у моста осталось два камня, ещё два переехали к церкви неподалёку. Надписи:
U164: «Ярлабанке воздвиг эти камни в память о себе, при жизни, и сделал этот мост во имя своей души, и один владел всем Тебю. Пусть бог поможет его душе».
U165: «Ярлабанке воздвиг эти камни в память о себе, при жизни, и сделал мост для своей души…. владел всем Тебю.»
Эти камни расположены достаточно далеко от Стокгольма на ферме. U 267: «Гиллёг поставил камни и построил мост в честь своего сына Бьёрна». U 268: «…резал…»
Рунные камни Рисбю, U 160 и U 161 резал мастер Ульф из Борреста, известный как Баристадир. Надпись: «Ульфктиль, Гий и Уни поставили этот камень в память об Ульфе, их отличном отце. Он жил в Сколхаммере. Пусть бог и богоматерь помогут его душе, даруют ему свет в раю».
С U 161 вообще замечательная история. На нём вырезан восточный «протоправославный» византийский крест. Византия повлияла на культуру Швеции через варяг, служивших у императора в Константинополе, уходивших и возвращавшихся со службы по знаменитому пути «из Варяг в Греки». Восточный крест расположен на гербе муниципалитета Табю.
Самый важный камень в округе. Вырезан самым знаменитым мастером того времени Ёпиром. Надпись: «Ингифастр поставил этот камень и построил мост в память о своём отце Ярлабанке, сыне Йорнур. И Кетили в память о муже. Ёпир резал руны».
А эти камни я нашёл у кирхи, расположенной рядом с королевскими курганами в Старой Уппсале.
На камне U 979 если и были надписи, то не сохранились, осталось изображение корабля и креста на нём. Из кусков U 980 приходской священник сделал печь в пекарне. В 18 веке печь конфисковали, фрагменты перерисовали и разместили у кирхи. Надпись гласит: «Эли и Зигвид воздвигли этот камень в честь их отца, Ифаста».
U 978 вмурован в стену кирхи. Раньше он служил алтарём, его нещадно обрезали, чтобы придать прямоугольную форму, поэтому часть надписи утеряна. «Англичанин Зигвид воздвиг этот камень в память Видьява, его отца». Зигвид англичанином не был, скорее всего, участвовал в популярных в то время набегах на Англию, поэтому его и прозвали англичанином.
Конечно, это не все рунные камни Швеции, и уж тем более Скандинавии, Англии, Германии, Исландии, Гренландии, Финляндии, возможно, Америки — всех тех мест, где побывали викинги. В каталогах их числится несколько тысяч. По возможности, я продолжу своё небольшое исследование этой живой истории.
142Руны найдешь и постигнешь знаки, сильнейшие знаки, крепчайшие знаки, Хрофт их окрасил, а создали боги и Один их вырезал, 143Один у асов, а Даин у альвов, Двалин у карликов, у ётунов Асвид, и сам я их резал. © Речи Высокого. Перевод А. И. Корсуна
1 мысль о “Рунные камни Швеции”