Мозг лидера

Многие биологические виды предпочитают жить в сообществах. Это обусловлено тем, что вместе легче добывать пищу, обороняться от врагов, выращивать потомство. Совместная охота — самый яркий пример.

Волки совместно загоняют крупных парнокопытных, с которыми не могут справиться по одиночке, дельфины «плетут» замысловатые сети из пузырьков воздуха вокруг рыбьих косяков. Косяки рыбы же, ускользая от дельфинов, действуют как единый организм. Зафиксированы случаи межвидовой солидарности, например, совместная охота на сардин дельфинов, акул и хищных птиц.

В самом простом случае стая может вообще обходиться без лидера. Ну а если успех сообщества зависит от распределения ролей и взаимодействия между отдельными особями — возникает потребность в том, кто принимает решения. Для обеспечения скорости и однозначности принятия решений лидер в сообществе, как правило, один.

В классификации потребностей Симонова к зоосоциальным потребностям относится в том числе и иерархическое поведение. Иерархия строится благодаря двум факторам — стремлению к контакту и агрессии. Стремление быть лидером — это врождённая нейробиологическая программа.

В самых простых случаях в иерархии только две ступени, а лидером является самая крупная или сильная особь. Своё положение ей нужно постоянно доказывать в поединках. С точки зрения стаи это показывает, что лидер способен справляться с сильными внешними врагами и быть хорошим охотником. Такие стаи называются однородными. Постоянные поединки и напряжение приводят к быстрому выгоранию лидера, поэтому смена власти происходит регулярно.

Иногда вожаки выполняют свою функцию только временно, например, ведут стадо или стаю во время миграции. Как правило, это возрастные особи, многократно участвовавшие в миграции, умеющие выбирать места для выпаса и помнить маршруты. Можно сказать, что в этом случае вожак выбирается на основании профессиональных качеств.

И в самом сложном случае, когда в стае множество ролей, ступеней иерархии, то вожака оценивают по успешности стаи в целом. Пока стае комфортно, достаточно еды, позиция вожака устойчива. Если уровень жизни стаи понижается, то уровень агрессии к вожаку возрастает.

Стремление к лидерству — агрессивная программа. Чем биологический вид агрессивнее, тем жёстче может проходить карьерный путь. Если у старых видов процесс уже ритуализирован (например, олени и лоси очень стараются в поединках не повредить соперника рогами), то у молодых видов соперника могут и убить. У человека разумного зачастую ради того, чтобы занять высшую ступень в иерархии или поддержать своё положение, лидер может пожертвовать миллионами соплеменников.

Мозг лидера привыкает к тому, что особь занимает высочайшее положение в иерархии. Лидер постоянно испытывает стресс, и по идее, кортизол, выделяемый во время стресса, должен подавлять иммунную систему, вызывая проблемы со здоровьем. Но влияние стресса компенсируется выделением вазопрессина и окситоцина (как вознаграждение за выражение признательности от подчинённых) и норадреналина от преодоления стресса. Если же лидера свергают, то кортизол уже ничем не компенсируется, и в результате его влияния на имунную систему лидер быстро погибает.

У людей существует множество типов лидеров в разных сообществах. В силовых структурах это может быть самый агрессивный или самый сильный человек, в политических и коммерческих организациях — самый умный и чуткий.

Том ДеМарко, известный специалист по управлению IT-компаниями, в своих книгах по искусству управления характеризует хорошего лидера, как человека, обладающего врождёнными способностями, человека «с большим сердцем». Большинство управленческих решений лидер принимает интуитивно, стимулирует команду исключительно позитивно, и люди идут за ним добровольно.

Звучит не очень научно. Но в 2015 году было опубликовано интересное исследование. В ходе дискуссии у испытуемых левая височно-теменная спайка (зона эмпатии) начинала работать в унисон. Синхронизация происходила по этому же участку коры мозга человека, которого участники дискуссии признавали лидером. Причём явно лидером его никто не назначал. Более того, люди, прослушавшие запись дискуссии, однозначно указывали, что этот человек — лидер.

Соответственно, синхронизацию вызывало только вербальное общение. При этом оказалось не важным, как часто человек что-то произносил, да и языковые центры активировались совершенно по разному.

Оказалось, что чаще всего синхронизировался с другими именно мозг лидера. Лидер подсознательно подстраивался под настроение каждого человека и учитывал его позицию, но при этом мог с ним и не согласиться. В мозге лидера зеркальные нейроны работали быстрее и точнее всех.

Благодаря этой работе открываются хорошие перспективы на стыке нейробиологии и HR — теперь лидерские способности можно проверить, сняв электроэнцефалограмму.

Литература:
  • Материалы лекций курса МГУ по нейрофизиологии поведения профессора В.А. Дубынина.
  • Том Демарко, «Deadline. Роман об управлении проектами».
  • Том ДеМарко, Тимоти Листер. «Человеческий фактор. Успешные проекты и команды».
  • Jing Jiang, Chuansheng Chen, Bohan Dai, Guang Shi, Guosheng Ding, Li Liu, and Chunming Lu. «Leader emergence through interpersonal neural synchronization»
Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарийОтменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.